ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА
(Начало)
Господи, знал бы тогда, насколько ценными стали сейчас фотографии тех лет, наштамповал бы их пачками. Благо сам себе фотограф. Помнится как после школы, в самом начале своей трудовой биографии на первые заработанные рубли приобрел фотоаппарат «Зоркий-4», а до этого снимали с братом и сестрой на дешевенькой «Смене», купленной отцом. Мой отец, кстати, был не просто фотолюбителем. После тяжелого ранения на Березине при освобождении Белоруссии, он учился на топографа в военной школе. Там и увлекся фотографией…
Это увлечение перешло к нам с родительскими генами. Фотодело в середине прошлого века было занятием нудным и затратным. Требовало большого терпения и самообладания. Все эти пленки, бачки, красные фонари, ванночки и тазики с вонючими растворами, и пакетики с тошнотворными порошками…
Дома мы жили очень тесно. До 1966 года ютились впятером в комнате, разделенной фанерной перегородкой и кухне с ситцевой занавеской над плитой. Потому для фотолаборатории родители отвели нам место под столом на кухне. Когда все укладывались спать, мы разворачивали там свою фотографию…
После десятилетки, летом 1966 года, нас с моим одноклассником Сергеем Цветковым пригласил тогдашний редактор газеты «Маяк» Виктор Михайлович Лукин. Очень хороший человек. Я всегда с теплотой вспоминаю своего первого руководителя. Для меня он образец воспитателя и начальника.
Первым условием, которое поставил перед нами редактор, было обязательно поступить на факультет журналистики, а вторым – овладеть не только газетными жанрами, но и фотоделом. Поэтому мы с Сергеем сразу купили фотоаппараты, а на следующую весну поступили на факультет журналистики Ленинградского университета…
Все расходные материалы тогда строго лимитировались. Наша секретарша редакции, она же машинистка, она же и кассир Александра Кирилловна Кузьмина вела тетрадку, в которую записывала все деньги и, выданные под отчет фотоматериалы: пленку, бумагу, порошки для растворов проявителя и фиксажа. Существовал норматив – три кадра фотопленки на один газетный фотоснимок. Естественно, что мы в этот лимит не укладывались. На казенной пленке увлеченно снимали своих друзей и подруг, пейзажи и прочее. При этом делали все дилетантски, запарывая пленки при зарядке в бачок, засвечивая при перемотке с катушки на кассету, выбрасывая пачками бракованные снимки.
Однажды Лукин взял ту тетрадку и сравнил наш расход материалов с опубликованными нашими снимками. Последующий разговор запомнился на всю оставшуюся жизнь.
- На те километры фотопленки, что вы, ребятки, извели, можно снять целый кинофильм, но я не вижу ваших фоторепортажей, фотоочерков и вообще фотографий на страницах газеты, - с сарказмом заметил редактор.
Мы ждали дальнейшего разноса, но его не последовало.
- Будем учиться, - заключил он нелицеприятный разговор.
И учились…
С тех прошло более сорока лет, а наука осталась. И сейчас берет Сергей Цветков на задание цифровую фотокамеру, способную сделать не менее пятисот кадров, не чета тому «Зоркому» с 36-ти кадровой пленкой, и приносит всего до десятка отснятых кадров, из которых можно выбрать хороший снимок. Подкалываю тогда коллегу:
- Пленку, Серега, экономишь?
- Помнишь Виктора Михайловича Лукина, - отвечает, - три кадра на снимок!
Как такое забудешь!
Пленки тратили километрами, а фотографий тех лет – единицы. Вот и получилось как в поговорке о сапожнике без сапог.
А теперь о тех, дошедших до сегодняшних дней фотографиях, а конкретнее, о людях, изображенных на этих снимках.
Вот коллектив редакции. Эта большая группа сфотографирована весной 1967 года. Самое групповое фото, которое у нас сохранилось. Сразу оговорюсь, на этом снимке не весь коллектив. Нет супругов Просовецких, по-видимому, находились в отпуске, нет незабвенного Николая Ивановича Кособрюхова, нет автора этих строк, он был в роли фотографа. Мой грех, фото по качеству не ахти. Но сколько тепла и доброй энергии в изображенных на снимке людях.
Слева Валентин Егорович Колесников. Дед. Не знаю почему, но его уже тогда звали дедом, хотя его дети были или нашими ровесниками, или немного постарше и внуков у него тогда точно не было. Егорыч был человеком неуемного юмора. Вся пишущая братия тогда находилась в одной прокуренной комнате. Валентин Егорович, казалось, никогда не выпускал изо рта папиросу. Трудно было обижаться на его поддевки и насмешки. Этот человек умел посмеяться над собой, с юмором подойти к любой ситуации. Заядлый грибник, рыбак, тонкий знаток природы, остро и непосредственно воспринимающий мир, таким он остался в моей памяти. Тринадцать лет нет Егорыча на свете, но до сих пор живы его фразы, которые мы и сегодня частенько вспоминаем.
Рядом с Колесниковым Виктор Семенович Федоров. Витя был настоящим профи. Уже тогда оканчивал Ленинградский университет. Серьезно и вдумчиво относился к своему творчеству. Увлекался комсомольской и общественной работой. Впоследствии он будет секретарем райкома комсомола, редактором в Окуловке и Шимске. Любитель острой шутки, анекдота, человек легкого и веселого нрава.
Из-за Федоровского плеча выглядывает Вячеслав Николаевич Шанин. Охотник и травник, любитель путешествий и приключений. Остряк и задира. В газете он освещал самые скандальные темы, писал фельетоны и юморески, за что его недолюбливали. Через пару лет после этого снимка Вячеслав женился и уехал. Впоследствии жил и работал журналистом в Новгороде, Карелии, издал несколько художественных книг о природе и своих путешествиях. Далее на снимке – работницы типографии Валентина Соловьева и Людмила Василенко. Рядом – мой отец – Григорий Кузьмич Пиманов, за ним – печатница Людмила Ивова. Рядом с ней - наш бухгалтер, добрейшая Елена Васильевна Лукина. Вспоминаю, как искренне и сердечно переживала она за наши с Сергеем Цветковым и Колей Кособрюховым дела на работе и вне редакции. Во многом благодаря этой замечательной женщине в коллективе царили атмосфера доброты, домашнего тепла и уюта. За ней – уборщица Диана Любомирова, наборщица Галина Артемьева (Соколова), Александра Кирилловна Кузьмина. Рядом – наш редактор Виктор Михайлович Лукин, сзади – работницы типографии Нина Федорова и Людмила Дмитриева, рядом – Сергей Цветков, за ним – Тамара Андреева и крайняя справа – заведующая типографией Зинаида Ивановна Павлова.
А вот еще одна фотография 1967 года. На ней Николай Кособрюхов и Сергей Цветков. Николай Иванович Кособрюхов был самой колоритной фигурой коллектива тех лет. Человек авантюрного склада, всегда попадающий в нелепые ситуации. Казалось, что его постоянно преследовал злой рок. Причем все злоключения носили гротескный и анекдотичный оттенок. То он потеряется на рыбалке с ночевкой, то заблудится на проселочных дорогах, то потеряет блокнот и документы… Смешной, нескладный, так и не сумевший найти себя в этой жизни, словно не жил, а играл нелепую роль в глупой комедии. Таким остался в памяти этот добрый, несчастный и талантливый человек…
Листаю альбом. 1973 год. Вот группа – тогдашний заместитель редактора Дмитрий Алексеевич Марков, за ним – наш бессменный корректор Татьяна Максимова, корреспондент Елизавета Семенова (сейчас она директор музея) и корреспондент Владимир Колесников. Впоследствии он станет председателем исполкома горсовета, а затем уедет за пределы района. Дмитрий Марков пойдет на повышение. Будет редактором в Поддорье. Кстати, я не терял с ним связи до последних дней его жизни. Вместе мы ездили на семинары и редакторские курсы уже в восьмидесятые – девяностые годы. Сейчас Дмитрия Алексеевича нет в живых. Нет в живых и тогдашнего редактора Виктора Алексеевича Антонова, человека неординарного, творческого. Именно по его инициативе впоследствии будут посажены ели вокруг здания редакции, он первым подаст идею создания памятника на въезде в город (пушка на постаменте), он станет автором первой в новейшей истории серьезной книги о нашем городе.
А вот фотоприкол. Март 1973 года. На скользкой дороге, ведущей к деревянному мосту через Большой Тудер у деревни Бобяхтино, не справился с управлением бензовоза пьяный совхозный водитель. Мы проезжали мимо и первыми стали свидетелями этого дорожного происшествия. Бензовоз перевернулся, водитель успел выпрыгнуть на ходу, а его собутыльник, спящий в кабине, так и остался в машине. Когда его вытащили, он не проснулся, несмотря на шум и переполох…
И вот опять цветет сирень,
Хожу как пьяный целый день.
Что случилось вдруг со мной?
До скорой встречи у пивной.
Эти пародийные стихи собственного сочинения читает наш фотокорреспондент Анатолий Прутковский на снимке, сделанном осенью 1973 года. Обладая талантом фотохудожника, он не смог побороть тяжелый недуг. Когда его покидала депрессия, сочинял стихи и песни, рассказывал смешные анекдоты, мечтал создать фотоальбом о своих любимых Рдейских болотах…
Анатолий ПИМАНОВ